Системы безопасности Публикации и статьи КАК ЗАЩИТИТЬ АВТОМОБИЛЬ ОТ УГОНА (журнал "Бизнес бюллетень" №2, май 2003)


КАК ЗАЩИТИТЬ АВТОМОБИЛЬ ОТ УГОНА (журнал "Бизнес бюллетень" №2, май 2003)

Не секрет, что после покупки автомобиля в первую очередь встает вопрос защиты от угона. Именно поэтому многие автовладельцы предпочитают доверять охрану приобретенного авто только серьезным сигнализациям, которые славятся надежными охранно-противоугонными функциями на протяжении многих лет.

Можно смело сказать, что среди элитных автосигнализаций самой известной на российском рынке является линейка BLACK BUG (Блэк Баг). Особой популярностью "Черный Жук" пользуется в деловых кругах, так как избавляет водителя от постоянного беспокойства за сохранность своего авто, что позволяет полностью сконцентрироваться над решением более важных дел. В этой статье мы расскажем о современных способах угона и борьбы с ними.

Противоугонные системы BLACK BUG начали выпускаться еще в 1995 году. Это были первые в мире иммобилайзеры, в которых была применена система контроля присутствия в машине автовладельца. В качестве электронного ключа, по которому опознавался хозяин авто, использовалась прописанная в память системы пластиковая карточка, с виду напоминавшая обычную кредитку.

Основный принцип защиты от угона и захвата,заложенный в линейке BLACK BUG, и по сей день является эталоном надежности, но с каждым годом противоугонные системы модернизируются, обретают новые возможности. Российскими инженерами созданы поистине уникальные противоугонные и информационные технологии, многие из которых не имеют аналогов в мире.

При создании противоугонных систем учитывалось, что у современного делового человека нет времени на изучение всех тонкостей автоэлектроники. Поэтому при всех сложных технических решениях управление системами осуществляется предельно просто. Впрочем, управления никакого нет, так как водителю для постановки или снятия автомобиля с охраны вообще не нужно выполнять какие-либо действия. Нужно лишь взять с собой в дорогу прописанную в систему карточку или метку, а с 2003 года в качестве электронного ключа может использоваться мобильный телефон, поддерживающий технологию Bluetooth.

Принцип действия системы предельно простой. После того, как водитель сядет за руль и включит зажигание, противоугонная система опознает электронный ключ и разрешит завести двигатель. После того, как водитель выключит зажигание, автомобиль автоматически встанет под охрану. Наверное, стоит отметить, что если водитель забыл электронный ключ, а также если он неисправен или утерян, в подобных ситуациях противоугонную систему можно отключить с помощью секретного кода. Также можно включить режим, при котором уехать на машине без введения кода будет невозможно.

Как уже было сказано, противоугонные системы BLACK BUG с каждым годом обретают новые возможности. Развитию противоугонной отрасли, как это ни парадоксально, способствуют сами угонщики. Причем в последние годы российские инженеры оказываются впереди криминала, специализирующегося на "интеллектуальном" угоне автотранспорта. Сегодняшние угонщики обладают солидным арсеналом, начиная от отмычек  и гидравлических инструментов для борьбы с механическими блокировками, заканчивая "пауком", сканером и кодграббером. В последнее время специалисты в области защиты автомобиля столкнулись с электронными отмычками нового поколения. С их помощью автомобиль, оснащенный обычной автосигнализацией, угоняется следующим способом: после того, как водитель нажмет на кнопку брелока для постановки автомобиля под охрану, кодграббер глушит радиосигнал и записывает его в свою память. Одновременно перехваченный код (пока он не дошел до блока управления автосигнализации) искажается в эфире и система не принимает "неправильную" радиопосылку. В памяти электронной отмычки радиопосылка остается в первоначальном виде. Водитель, как правило, нажимает на кнопку брелока еще раз. Кодграббер перехватывает вторую радиопосылку, подменяет ее на первую и посылает код в блок управления автосигнализации, после чего автомобиль становится под охрану. Водитель слышит радующие слух звуки, сопровождающие постановку под охрану автомобиля, и удаляется по своим делам. Теперь злоумышленникам остается лишь предъявить системе вторую радиопосылку и спокойно уехать на автомобиле.

А совсем недавно для электронного взлома более сложных систем был создан новый кодграббер, способный после постановки радиопомех перехватывать и запоминать множество кодов. Бороться с этим можно только одним способом – идти в ногу со временем, оснащая своих четырехколесных друзей современным противоугонным оборудованием. Сегодня для борьбы с электронным взломом применяется технология кодирования DID (динамический идентификационный диалог). Эта информационная технология надежно защищает метку от кодграббинга.

В основе этой технологии лежит диалоговое распознавание динамического кода. В соответствии с ней противоугонная система идентифицирует метку в процессе диалога, состоящего из нескольких информационных посылок. Для начала метка должна получить сообщение о том, что она находится в зоне видимости системы. Следующий шаг – отзыв метки собственным кодом. После его получения система выдает случайное число, которое метка принимает, преобразует согласно заложенному в нее нелинейному алгоритму и передает обратно. Система параллельно проводит такое же преобразование, и при совпадении чисел – собственного и полученного от метки – автомобиль снимается с охраны.

Основным отличием нового динамического кода от обычного (который до сих пор применяется практически во всех брелоках) является то, что с него невозможно сделать "электронный слепок", так как код самой метки является лишь одним из элементов распознавания. На каждом этапе диалога верным признается лишь один-единственный код. Специалисты в области автоэлектроники считают, что на ближайшие годы системы BLACK BUG имеют надежный щит от кодграббера.

Еще одно из последних достижений российских инженеров – "интеллектуальное" противоугонное реле WAIT UP (ВЭЙТ АП). До появления этой новинки противоугонные реле, установленные в разрыв электрической цепи, просто предотвращали несанкционированный запуск двигателя. На ранних версиях иммобилайзеров контакты в обычном состоянии были разомкнуты, что позволяло злоумышленнику при помощи нехитрого диагностического оборудования найти разорванную цепь, замкнуть ее и запустить двигатель.

С помощью новинки этот номер не пройдет. На неподвижном автомобиле контакты противоугонного реле замкнуты, поэтому его невозможно обнаружить с помощью специального диагностического оборудования. Система позволяет завести двигатель, однако при малейшей попытке тронуться с места глушит его. Сразу срабатывает оборудованное датчиком движения реле WAIT UP, и электрические цепи размыкаются. Как только автомобиль остановится, контакты вновь будут замкнуты.

Опытные угонщики не только собирают информацию о водителе, его распорядке дня, но и о том, какая в машине установлена сигнализация, что делает владелец, покидая автомобиль. Если во время угона злоумышленники и сумеют проникнуть в салон, отыскать блок управления и заменить его на свой, припасенный заранее, то пользы от этого не будет. WAIT UP прописывается в систему только один раз, поэтому принимает команды только от "родного" блока управления.

Внешне противоугонные устройства ничем не отличается от обычного штатного электромагнитного реле. Их можно устанавливать в неограниченном количестве, что делает автомобиль непреступным. Здесь следует отметить, что в некоторых противоугонных системах элитной линейки BLACK BUG для защиты от угона применяются противоугонные реле HOOK-UP или встроенные реле блокировки. Принцип действия у них схожий – завести двигатель, не имея при себе прописанный в систему телефон или метку, невозможно.

Бывают ситуации, когда автомобиль угоняют буквально из-под носа владельца. Многие угонщики предпочитают выманить водителя из машины под каким-либо предлогом, чем связываться с современной автоэлектроникой. К примеру, на перекрестке злоумышленник якобы не успевает вовремя затормозить и слегка задевает автомобиль намеченной жертвы. Водитель идет разбираться с "чайником", и в этот момент его машину угоняют. Подобные ситуации в крупных городах возникают довольно часто. Защита от подобных случаев захвата автомобиля построена по следующей схеме. При работающем двигателе после каждого открытия двери со стороны водителя система производит опознавание электронного ключа автовладельца. Режим проверки включается при нажатии на педаль тормоза (допустим, когда угонщик притормозит на ближайшем перекрестке). Если телефон (карточка или метка) не будет обнаружен, то противоугонная система в безопасном режиме заблокирует работу двигателя и включит световые и звуковые сигналы тревоги.

В этой статье были рассмотрена только часть элитной линейки BLACK BUG, которую выпускает компания "Альтоника". Также компания выпускает уникальную серию охранно-противоугонных комплексов BLACK BUG SUPER. Помимо всех противоугонных возможностей, рассмотренных в этой статье, эти системы обладают самыми современными охранными и сервисными возможностями. Цифровые датчики удара и объема сработают при любой попытке проникнуть в автомобиль. Если водитель находится на достаточно большом расстоянии от автомобиля (до 2 км), то о срабатывании сигнализации он узнает через автопейджер.

С этого года BLACK BUG SUPER может комплектоваться принципиально новой системой оповещения – REEF GSM-2000, и о срабатываниях автосигнализации водитель будет узнавать с помощью SMS-сообщений. Причем на дисплее телефона сразу будет видно, какая зона охраны нарушена. Пожалуй, главная особенность этой системы заключается в том, что REEF GSM-2000 обладает двухсторонней связью. Водитель может не только узнавать о состоянии автомобиля в любой точке покрытия сотовой связи, но и послать по телефону нужную команду на исполнение. К примеру, по телефону можно завести двигатель или заблокировать его работу при попытке угона. Такая возможность особенно пригодится в том случае, если на водителя будет совершено разбойное нападение, в результате которого у него отберут ключи, метку и угонят автомобиль. С помощью "третьего рубежа защиты" владелец сможет, не подвергая себя опасности, по телефону заблокировать работу двигателя. Плюс к этому можно выполнить ряд сервисных функций (при наличии в автомобиле необходимых исполнительных устройств): открыть или закрыть двери, люк, поднять или опустить стекла, включить режим паники и многое другое. При приближении владельца к автомобилю BLACK BUG SUPER автоматически откроет дверь водителю, подстроит под него сиденье, зеркала и рулевую колонку. Систему можно настроить под требования трех водителей (если автомобилем пользуется не один человек), и каждый раз она будет узнавать подошедшего автовладельца и подстраиваться под него.

В заключение стоит отметить, что в последние годы BLACK BUG пользуется популярностью не только в России, но и далеко за ее пределами. Российские специалисты не только научились защищать автомобили от угона и захвата, но и всегда быть на несколько шагов впереди угонщиков. Это позволяет нам быть уверенным в том, что защитить автомобиль вполне реально. Нужно лишь доверить его защиту профессионалам.

Виктор ПАНЮКОВ

Вернуться к списку публикаций

Наши контакты

 

  • Адрес: Москва, Электролитный пр-д, д.3 стр.3
  • Тел:    +7 (495) 132-66-22
  • Email: company@altonika.ru
  • Почтовый адрес: 115230, Москва,  a/я 343

Найти нас на карте

Подписка на рассылку

Системы безопасности Публикации и статьи КАК ЗАЩИТИТЬ АВТОМОБИЛЬ ОТ УГОНА (журнал "Бизнес бюллетень" №2, май 2003)