МОБИЛЬНЫЙ ОХРАННИК (журнал "За рулем" №7, июль 2003)
Скажите, брелок от сигнализации – это удобно или нет? А если удобно, то сколько на нем должно быть кнопок? Конечно, если вспомнить позавчерашние противоугонки со спрятанным под "торпедо" тумблером – "саргисы", "полканы" и им подобные, то любой современный брелочек – верх удобства.
Однако довольно часто винегрет из десятков функций начинает попахивать эдакой "демьяновой ухой"... Ведь не секрет, что на практике из ста владельцев автомобилей девяносто девять используют возможности электроники на уровне того же тумблера: снять с охраны – поставить на охрану. А для этого достаточно двух кнопочек – или даже одной.
Но идеальный вариант – когда машина безо всяких брелоков слушается только владельца и больше никого. Брелок имеет дурную привычку заваляться в кармане другого пиджака, а также теряться, вороваться и т. п. А когда хозяин упорно вешает его на одну связку с ключами, тут медицина вообще бессильна: это все равно, что на банковской карточке нацарапать ее PIN-код ... Чтобы избавиться от брелока, придуманы разного рода "черные метки" без кнопок, по которым машина на расстоянии опознает хозяина. Однако и в этом случае она будет реагировать не на владельца, а на некую побрякушку, которую точно так же можно забыть, потерять и т.п.
Продвинутые разработчики решили проблему радикально – энтузиасты беспроводного общения могут согласиться на хирургическую операцию и вживить себе под кожу миниатюрный транспондер – бррр... Однако тем, кто еще не готов к перевоплощению в эдакого "робокопа", предлагается куда более безболезненный способ избавиться от меток, карточек и брелоков. Их заменит сотовый телефон.
Скажи, какой у тебя мобильник...
Дело, конечно же, не в том, что у телефона много кнопочек. Сейчас телефон стал нашим вторым "я", и без него мы себя уже не мыслим: уйти из дому без зонтика сможем, а вот без телефона – никогда. Более того – тот, кто все-таки забудет свой телефон на работе или где-то еще, обязательно за ним вернется – иначе машина его не узнает. Именно так ведут себя представители нового поколения охранных систем – например, противоугонка BLACK BUG Plus BT-71BL от московской компании "Альтоника", изготовленная с применением технологии Bluetooth.
В двух словах напоминаем суть новинки. "Блютуз" (Bluetooth) позволяет различным устройствам обмениваться друг с другом информацией без проводов – сотовые телефоны и персональные компьютеры уже вовсю пользуются подобной опцией. "Знакомство" изделий происходит примерно как при Маугли – один "блютуз" посылает запрос другому, и если обнаруживается, что они "одной крови", то завязывается "дружба". Таковы системы уровня "Бэ-Эль" – кстати, индекс "BL" в обозначении как раз и говорит о том, что изделие выполнено по этой технологии. А от владельца автомобиля вместо брелочков и черных меток требуется только одно – не расставаться с мобильником. Понятно, что предварительно аппарат нужно "прописать" в систему – но это дело пары минут.
Само собой, телефончик должен быть не простой, а с "блютузом". Но дело идет к тому, что скоро труднее будет купить "сотовый" без этой функции, нежели наоборот. Начиная с прошлого года основные производители мобильников включают поддержку технологии Bluetooth чуть ли не во все новые модели трубок высокого и среднего ценового диапазона, поэтому "игрушка" стала вполне доступной. Хотелось бы только подчеркнуть – если человек хочет быть ограбленным, то помешать ему никто не в силах! Например, приехать на пляж, побросать шмотки в салон, а потом, вынырнув из водички, долго соображать, куда это исчезла машина вместе с телефоном? Конечно, мобильнику в плавках не место, но вот временно отключить аппарат и можно, и нужно. Собрался домой – вытерся полотенцем, ввел код и пользуешься как обычно...
Кстати, насчет кодов. Язык, на котором ведется "беседа" между телефоном и системой, не является динамическим кодом, широко рекламируемым сегодня большинством производителей сигнализаций. Еще раз вспомним Маугли – язык джунглей поймут только Багира да Акела, а вот пришельцы воспримут его как обыкновенный шум. Если же в "джунглях" начнется великая битва, то знайте: при работающем моторе система периодически опрашивает прописанный в ней телефон – мол, шеф, вы еще владеете ситуацией или вас уже выкинули из салона? Такой опрос может проводиться, к примеру, при нажатии на педаль тормоза – если что-то не так, то самозванец далеко не уедет.
Алло, барышня!
На вопрос, можно ли пользоваться таким телефоном по прямому назначению, отвечаем утвердительно. Более того, BT-71BL может работать совместно с РИФом – автомобильным комплектом громкой связи REEF HF-1000. Это изделие компании "Альтоника" позволяет разговаривать по телефону в машине, не держа трубку в руке.
Обычные комплекты громкой связи Hands Free (свободные руки) предусматривают специальный держатель для телефонной трубки. Но поскольку REEF HF-1000 также владеет технологией "Блютуз", то трубка просто должна находиться рядом с водителем: в кармане, на поясе, в кейсе – хоть в багажнике. Громкая связь включается автоматически с поворотом ключа зажигания. Водитель может воспользоваться голосовым набором, а также, к примеру, позвонить на последний набранный номер с помощью кнопки управления или же, заехав на стоянку, просто набрать номер с клавиатуры телефона. Важный момент: если обычный комплект Hands Free подгонялся во все времена под конкретную модель аппарата, не поспевая за новинками рынка, то "Блютуз" позволяет менять телефоны хоть через день.
Затронув тему РИФов, упомянем новую линейку информационно-охранных систем REEF GSM. Они подключаются к автосигнализациям типа BLACK BUG SUPER BT-85W, BT-84W или, скажем, GUARD RF-344 и при срабатывании посылают на дисплей мобильника SMS-сообщение, соответствующее нарушенной зоне охраны. Что касается другого РИФа – REEF GSM-2000, то он обладает двусторонней связью. Кроме всех возможностей по оповещению, предусмотренных в REEF GSM-1000, система REEF GSM-2000 может принимать от водителя различные команды (SMS-сообщения, содержащие специальный код) – на дистанционный пуск двигателя для прогрева, блокировку его работы при попытке угона и др. Кроме этого, можно включить режим "паника", открыть – закрыть двери или люк, поднять стекла и т. д.
Так где же телохранитель?
Телефон, даже супермодный и сверхдорогой, сам по себе от угона не спасет – пусковые цепи автомобиля должны быть заблокированы. Мало того – заблокированы так, чтобы не поддаваться многократно описанным способам угона: подключению "пауков", прокладке внешних проводов и т. п. В рядах современных участников такой обороны – реле "Вэйт Ап".
Wait Up – это противоугонное реле, реагирующее на движение автомобиля.Пока машина стоит, все ее агрегаты нормально работают и реле ничем не выдает своего присутствия. Но стоит сдвинуться с места – мотор глохнет. Не спасает даже замена контроллера, поскольку "Вэйт Ап" прописывается один раз в штатный блок управления. Понятно, что реле – беспроводное: оно получает команды прямо по штатной проводке автомобиля.
Скептик ехидно заметит: мол, попытавшись сократить количество кнопочек на брелоке, мы в итоге пришли к обоснованию целесообразности куда более сложных "наворотов"... Так ведь за то мы и любим электронику, что она готова предложить различные варианты помощи – от сложнейших до совсем простых, от относительно дешевых до весьма дорогих.
Несколько слов о ценах. BT-71BL обойдется клиенту примерно в 280 долларов, а РИФы с индексами GSM-1000 и GSM-2000 – соответственно в 300 и 350 долларов (это цены изделий без стоимости установки).
Понятно, что, упомянув систему GSM, логично было бы "перевести стрелки" в сторону спутниковых и радиопоисковых охранных систем. О них поговорим в следующих номерах журнала.
Михаил КОЛОДОЧКИН
Вадим КРЮЧКОВ