ТАЙНА, ПОКРЫТАЯ МРАКОМ (газета "За рулем – Москва" №10, март 2007)
Тема угонов не может оставить равнодушным ни одного автомобилиста. И хотя, по данным ГИБДД, в Москве общее число "испарившихся" авто пошло на спад (в 2005 году – 11 тысяч машин, в 2006 году – 8 тысяч), каждую весну кривая угонов начинает ползти вверх (пик – летом).
Примерно половина краж в столице приходится на спальные районы, где машины (отечественного производства и "заслуженные" иномарки) чаще всего умыкают из дворов. Самое горячее время для угонщиков наступает после двух-трех ночи и заканчивается к утру, излюбленные дни – уик-энд и праздники, когда народ расслабляется и теряет бдительность. Особой любовью злоумышленников пользуются территории вблизи МКАД. Отсюда рукой подать до области, где преступники чувствуют себя абсолютно комфортно. В остальных случаях они работают средь бела дня в центре и окрестностях, у крупных супермаркетов, рынков, развлекательных центров, а объектами их повышенного интереса становятся иномарки среднего и представительского класса.
Внимание, ключ!
Самые распространенные способы завладения чужими автомобилями (преимущественно хорошими иномарками) по-прежнему связаны с банальной кражей ключей и брелока сигнализации. В этом случае к процессу нередко подключается карманник, который похищает их у зазевавшейся жертвы, как правило, во время шопинга. Далее ключи передаются подельникам, и, если их хозяин вовремя не спохватился, что бывает редко, дело сделано.
Актуальны и методики выманивания "клиента" из машины. Они довольно разнообразны. Например, к подвеске припаркованной машины привязывается консервная банка. Как только авто трогается, банка начинает греметь, и встревоженный владелец выходит посмотреть, что происходит. Ключ обычно остается в замке зажигания, чем и пользуются воры.
Другой вариант рассчитан на водителей-джентльменов. Милая девушка останавливает вашу машину: у нее заглох движок, разобраться с причиной поломки самостоятельно она, конечно, не может. От избытка чувств оставив ключ в машине, вы спешите на помощь даме. А на ваше место тем временем прыгает ее сообщник и дает по газам. По-прежнему неплохо работает и еще один известный прием – подстроенное ДТП. Ощутив удар, "тюкнутый" автовладелец, опять-таки забыв про ключ, покидает салон для разбора полетов. Далее события развиваются по тому же сценарию, что и в первых двух случаях. Кроме того, автоворы нередко подстерегают своих жертв у гаражей, дожидаясь, пока те выйдут из машины, чтобы закрыть ворота либо, наоборот, открыть.
Палец – это надежно
Конечно, все вышеописанные схемы угона действуют только в тех ситуациях, когда машины не оборудованы противоугонными системами. "До недавнего времени от подобных напастей были защищены лишь те, кто устанавливал на свои автомобили транспондерные иммобилайзеры, например Black Bug. Такая система узнает владельца по миниатюрной электронной метке, которую необходимо носить отдельно от ключей, – рассказывает Виктор Панюков, заместитель генерального директора по связям с общественностью компании "Альтоника". – Сейчас все большую популярность приобретают биометрические иммобилайзеры. Принцип их работы основан на идентификации отпечатков пальцев хозяина машины. Двигатель будет разблокирован только после того, как система поймет, что за рулем "свой". Таким образом, даже если у преступников окажутся ключи и брелок сигнализации, завести автомобиль они не смогут". Отдельно приятно, что палец – штука надежная, его не забудешь, всегда при вас...
Ремонт с сюрпризом
Достаточно много краж происходит с участием нечистых на руку работников сервисов, техцентров, автомоек, которые, перед тем как передать машину владельцу, отключают охранную систему. По словам Виктора Панюкова, вероятность особенно велика, если автомобиль отдается в ремонт на несколько дней. Для того чтобы найти и "обезвредить" блокировки двигателя, этого времени умельцам обычно хватает. Впрочем, иногда возможны и встречи с мошенниками, виртуозно изображающими работников техцентров.
Скажем, вы повредили крыло на дорогом автомобиле. На сервисе вас записывают на определенный день. Но не успели вы отъехать, как звонит мобильник и вам сообщают, что появилась возможность принять машину прямо сейчас. Единственная проблема – стоянка, поэтому сотрудник сервиса вызывается вас встретить. И действительно, выходит молодой человек в фирменном халате с бейджем. Он оформляет необходимые бумаги, забирает ваши документы, выдает заказ-наряд, и вы отправляетесь восвояси. Между тем автомобиля вашего на улице не видно. "Значит, уже в ремзоне", – думаете вы... А на самом деле его просто угнали. Но узнаете вы об этом позже, когда вам позвонит не липовый, а настоящий сотрудник сервиса или вы позвоните на сервис сами... В таких случаях преступник просто стоит в конторе у стойки и выбирает нужный ему автомобиль по книге заказов. Из нее он черпает и данные о клиентах, их имена-отчества, телефоны. "Маскхалат" не проблема, бейджик, изготовленный из визитной карточки сервиса, – тоже...
Доверяй, но проверяй
Что касается "шалостей" реальных служителей автосервисов, то вычислить их достаточно просто.
– После приемки автомобиля владельцу имеет смысл провести нехитрую проверку за воротами техцентра: попробовать запустить двигатель, не имея при себе электронной метки (или не прикладывая пальца к сканирующему устройству), – советует Виктор Панюков. – Если машина заведется, значит, в процессе ремонта ее подготовили к угону. Этот нехитрый тест актуален для транспондерных и биометрических систем. Причем и это не дает 100-процентной гарантии, так как злоумышленники могут оставить нетронутой одну из блокировок, которую в процессе угона проще всего обойти. Вывод напрашивается сам собой: перед передачей автомобиля в ремонт владельцу нужно перевести сигнализацию и противоугонную систему в режим технического обслуживания и никому не передавать метки и брелоки. Ну и, конечно, чем больше скрытно установленных блокировок, тем выше шансы сохранить автомобиль. Помимо этого необходимо защищать доступ под капот дополнительными электромеханическими замками.
Кстати, иногда "мудрят" и связанные с преступниками сотрудники автосалонов. Они прописывают дополнительный брелок к охранной системе, которая ставится при покупке автомобиля. Чтобы не стать в скором времени жертвой угона, автовладельцу нужно проверить, сколько брелоков входит в комплект системы. Если она предусматривает возможность записи большего количества брелоков, чем в комплекте поставки, специалисты настоятельно рекомендуют самостоятельно прописать их в охранную систему еще раз (согласно инструкции). В этом случае информация о вновь записываемых брелоках "вытеснит" информацию о тех, что были записаны ранее. Одним словом, всегда лучше подстраховаться. Также необходимо сохранять в тайне информацию о дополнительном охранно-противоугонном оборудовании, если таковое имеется. При этом надо хорошо понимать, что эффективность этого оборудования во многом зависит не только от его марки, но и от качества установки.
Конечно, даже выполнение всех необходимых условий не дает 100-процентной защиты от угонов. Однако надежная и грамотно установленная охранная система в любом случае позволяет выиграть время. Ведь чем дольше злоумышленник будет с ней возиться, тем больше вероятность, что от своей затеи он в конце концов просто откажется.
Александра РЕЙНСОН