Системы безопасности Публикации и статьи ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИОКАНАЛЬНОГО ОХРАННО-ПОЖАРНОГО МОНИТОРИНГА В МАЛОНАСЕЛЕННЫХ РЕГИОНАХ ("ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ", №2 - 2014)


ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИОКАНАЛЬНОГО ОХРАННО-ПОЖАРНОГО МОНИТОРИНГА В МАЛОНАСЕЛЕННЫХ РЕГИОНАХ ("ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ", №2 - 2014)

Не так давно в свет вышли указы президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике». Для исполнения поручений, содержащихся в указе № 596-606 от 7 мая 2012 г., был составлен план деятельности МЧС России на 2013–2018 гг., который 21 июня 2013 г. утвердил министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий В .А. Пучков.

Для повышения эффективности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях обеспечения условий для экономического развития секторов экономики и сохранения человеческого потенциала поставлены следующие цели:
• Снизить количество пожаров на 11% со 167,3 тыс. возгораний до 150,2 тыс.
• Уменьшить количество людей, погибших на пожарах, на 21%.
• Увеличить количество населения, спасенного при чрезвычайных ситуациях (в том числе на пожарах), на 8%.
• Увеличить удовлетворенность граждан Российской Федерации качеством государственных услуг, оказываемых МЧС России, на 50%. И другие цели.
Поистине поставлены благородные цели, и можно только выразить благодарность руководству страны за такую заботу. Каким же образом планируется добиваться поставленных целей? Для этого разработан целый ряд мероприятий, благодаря которым будет возможно снизить показатели по «фатальным» пожарам и спасти тысячи человеческих жизней.
Прежде всего это сокращение времени реагирования пожарно-спасательных подразделений на ЧС и пожары. Для этого создаются нормативные акты, направленные на сокращение времени реагирования. На основании статьи № 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 2.07.2013) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» мы знаем, что: «Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут». Особо значимые объекты на основании части 7 статьи № 83 123-ФЗ будут передавать сообщение о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, что, несомненно, также увеличит скорость реагирования. Разумеется, в наших пожеланиях еще более сократить время реагирования, но это сделать невозможно. А в некоторых регионах страны разместить подразделение пожарной охраны на расстоянии в 20 минутах «подлета» – задача практически невыполнимая. Да и 20 минут, выделенных для малонаселенного региона или сельского поселения, слишком много. По нашей русской традиции народного зодчества здания в сельской местности в большинстве своем представляют деревянные конструкции, пожар на которых развивается чрезвычайно быстро. Как сократить время реагирования и предотвратить беду как можно раньше?
Одним из пунктов плана деятельности МЧС России числится задача увеличения количества населения, подготовленного в области безопасности жизнедеятельности. И, несомненно, расчет идет на Федеральный закон Российской Федерации от 6 мая 2011 г. за № 100 – ФЗ «О добровольной пожарной охране». Цель данного закона реанимировать социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Никто не будет спорить, что появление добровольных пожарных, пожарных дружин и команд при поддержке в виде технического оснащения от МЧС и правительства России позволит снизить ущерб от пожаров и спасти человеческие жизни, так как реагирование при создании таких структур будет молниеносным. Добровольный пожарный спасает СВОЙ дом, СВОЕ имущество, имущество своих ближайших соседей и друзей. И тут задача МЧС и правительства оказать МАКСИМАЛЬНОЕ содействие в области оснащения техническими средствами раннего обнаружения пожара, а также незамедлительного оповещения дружины.
Какие средства необходимы? Необходимы системы ДАЛЬНЕГО двухстороннего радиоканального мониторинга.
Прежде всего определим, почему дальнего? Наличие в удаленном поселении добровольной пожарной дружины или команды не говорит о том, что тушение пожара – это сугубо личное дело волонтеров из добровольной пожарной охраны. Без помощи сотрудников подразделения пожарной охраны, даже подготовленные в области безопасности жизнедеятельности работники добровольной пожарной охраны с серьезным возгоранием могут не справиться. Значит, на пульт подразделения пожарной охраны должен быть доставлен тревожный сигнал. А расстояние до пульта может составлять десятки километров. Объектов и сооружений, где можно было бы расположить ретрансляторы, может не быть в наличии. Задача добровольных пожарных дружин или команд – в минимально короткое время собраться у источника возгорания и сделать все попытки локализировать пожар, продержаться до приезда основных сил.
Почему радиоканал? Все очень просто – это самый надежный вид связи, не связанный с интересами третьих организаций. Разумеется, радиоканальное оборудование должно быть настолько дальнобойным, чтобы не было необходимости размещать ретрансляторы, которые, несомненно, снижают надежность системы. А иногда удаленные поселения не имеют никаких каналов связи. В том числе и сотовой. Да и наличие сигнала у сотового оператора нестабильно. А если возгорание произойдет в здании, на котором по иронии судьбы поставлен сотовый ретранслятор, сигнал вообще не будет доставлен. Мы еще не рассматриваем такие «приятные» моменты, как перегрузки сетей сотовой связи в массовые праздники, при панике – если случилось что-то чрезвычайное. Да и при подозрении на террористический акт системы сотовой связи будут отключены. Про проводные коммуникации мы даже не будем говорить, их ненадежность не вызывает ни у кого сомнений. Именно по этим причинам в «Концепции построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов», используемой в практической деятельности департаментом пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, отправленной 5 августа 2008 г. начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий заместителем министра МЧС России генерал-полковником внутренней служб А. П. Чуприяном, не раз указано, что «использование каналов общего пользования проводной или мобильной связи в системе мониторинга допускается только в качестве дополнительных в случае невозможности использования радиоканалов ввиду ненадежности каналов общего пользования в чрезвычайных ситуациях». То есть возможно использовать только надежный и независимый от других компаний ресурс связи – радиоканал.
Почему двухсторонний? Этому существует достаточно простое объяснение. Сотрудники добровольной пожарной дружины или команды не сидят в дежурном помещении, а заняты на основном месте работы или находятся в месте проживания. К лету 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ с 13 июля 2014 г. часть 7 статьи 83 123-ФЗ будет дополнена словами: «… а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации». Под определением «в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2», как вы знаете, описан список, в который попадают практически все социально значимые объекты. Для других объектов данное требование носит рекомендуемый характер, но со временем не остается сомнений, что требование по дублированию сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации будет распространено практически на все объекты.
О чем это говорит? О том, что в подразделение пожарной охраны сигнал о возгорании придет незамедлительно. Но как оповестить об этом сотрудников добровольной пожарной команды или дружины? Раньше для этого пользовались колоколами-набатами либо били по рельсине, подвешенной на столбе. Довольно старый дедовский способ уже неэффективен в век громкоговорителей, музыкальных центров и телевизоров. Необходим сигнал оповещения. Сирена, громкоговоритель и другие средства – все они запускаются с помощью релейного выхода. В трудоемких и дорогостоящих системах оповещения даже есть возможность передавать информационную составляющую в виде текста. Но изначально мы рассматриваем сельские поселения и малонаселенные районы. Дальности передачи там многокилометровые, и системы бюджетной голосовой трансляции на дальние расстояния от локального подразделения пожарной охраны, даже в наш век великих технологий, пока находятся в далеком будущем. Передать же команду реле для включения рупора или сирены – вполне выполнимая задача. Получая такой сигнал «общего сбора», добровольные сотрудники пожарной команды либо дружины собираются в месте дислокации средств борьбы с огнем и приступают к ликвидации возгорания – минимизируя ущерб от пожара, сдерживают его натиск в ожидании прибытия основной помощи в виде экипажей от подразделения пожарной охраны.
Такие решения дальнего радиоканального пожарного мониторинга предлагаются на рынке российским производителем за весьма умеренную сумму. Здоровье и жизнь людей, а также сохранность жилья и других строений стоит намного дороже. Вспоминается фраза: «Предупрежден – значит, вооружен». Наличие такой системы автоматического мониторинга и оповещения привнесет в души людей больше спокойствия в наше неспокойное время. И упаси вас бог от огня!!!

  Скачать статью в формате PDF

Вернуться к списку публикаций

Наши контакты

 

  • Адрес: Москва, Электролитный пр-д, д.3 стр.3
  • Тел:    +7 (495) 132-66-22
  • Email: company@altonika.ru
  • Почтовый адрес: 115230, Москва,  a/я 343

Найти нас на карте

Подписка на рассылку

Системы безопасности Публикации и статьи ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИОКАНАЛЬНОГО ОХРАННО-ПОЖАРНОГО МОНИТОРИНГА В МАЛОНАСЕЛЕННЫХ РЕГИОНАХ ("ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ", №2 - 2014)